МДОУ «Детский сад №7 комбинированного вида»

 


 

Лечебная физкультура для дошкольников.


Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.

Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.

В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, лечебный массаж, лечебно-корригирующая гимнастика.

Для лечения и профилактики плоскостопия применяется целый ряд методов. Дети на занятиях лечебной гимнастикой занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы рекомендуются различные виды ходьбы: по гальке, песку, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам, по наклонной плоскости. Стопа при этом рефлекторно "подбирается", происходит активное формирование сводов. В результате уменьшаются и прекращаются боли в ногах, восстанавливается рессорная функция стопы, кроме того, повышается общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется координация движений, формируется правильная и красивая походка

Цели нашей работы: оздоровление подрастающего поколения; создание условий для охраны укрепления здоровья детей; формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни; профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей через лечебно-коррегирующую гимнастику.

В нашей практике мы успешно используем оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки: тактильная гимнастическая дорожка, ребристая дорожка «змейка», дорожка «ножки» с отпечатками стоп, помогающие правильно устанавливать стопу, массажёрные мячи различного диаметра.

Данное оборудование помогает детям уверенно выполнять задание, при этом сохранять правильную осанку и положение головы в пространстве, служит профилактикой плоскостопия, формирует у детей навыки правильной осанки, силовую выносливость мышц стоп; воспитывает желание добиваться правильного выполнения упражнений.


Лечебная гимнастика для детей при нарушении осанки.


Задачи лечебной гимнастики при различных видах нарушения осанки:

 

  • укрепление ослабленных мышц туловища;
  • увеличение подвижности позвоночника;
  • коррекция имеющегося дефекта осанки;
  • укрепление мышц брюшного пресса;
  • укрепление мышц, формирующих мышечный корсет.

 

Профилактика и устранение нарушений осанки- процесс длительный, требующий от ребёнка осознанного отношения и активного участия. Ребёнку необходимо многократно объяснять и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для её поддержания.

Основой лечения нарушений осанки, особенно начальной степени, является общая тренировка мышц ослабленного ребёнка.

 

Перечень специальных упражнений:

1. Проверка правильной осанки у стены, перед зеркалом.

2. Ходьба, кисти к плечам: прогнуться, соединить лопатки, локти в стороны; прижать локти к туловищу-12 раз.

3. Руки на пояс, ходьба на носках; на пятках-2-3 раза по 4 счёта.

4. И.п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища, ладони вверх; 1-3-руки через стороны вверх - потянуться; 4-и.п.-4-6 раз, медленно.

5. И.п. - тоже,кисти рук под шеей; «велосипед».

6. И.п.- лёжа на животе; 1-6 «сгребать песок к себе».

7. И.п.- то же; руки в стороны, ладони на ребре, большой палец «смотрит» в потолок; 1- поднять туловище; 2- и.п.- 4-6 раз.

8. И.п.- стоя на четвереньках; 1- прогнуться в грудном отделе позвоночника; 2- и.п.

9. Ходьба с высоким подниманием бедра, руки на поясе.

10. Принять правильную осанку у стены, перед зеркалом.


Лечебная гимнастика для детей при плоскостопии.


Цель лечебной гимнастики – формирование и укрепление сводов стоп.

Задачи лечебной гимнастики:
- развитие основных функций стоп;
- обучение правильной постановке стоп при ходьбе;
- повышение тонуса, уменьшение длины передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп;
- увеличение длины, устранение гипертонусов трехглавой мышцы голени;
- укрепление сумочно-связочного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп;
- улучшение кровообращения стоп;
- улучшение координации движений. 

 

Самомассаж стоп.


Для самомассажа удобно использовать массажный коврик или массажный валик. Резиновые изделия имеют следующие преимущества перед пластмассовыми:
- они более мягко воздействуют на ткани ребенка;
- составляющие их массажные элементы можно захватывать пальцами ног.
Продолжительность аппаратного самомассажа 2 — 5 минут, в зависимости от возраста и подготовленности детей, общей продолжительности занятия. Самомассаж можно проводить как отдельную процедуру, или включать в занятие лечебной гимнастикой в качестве вводной или заключительной части. Сила, с которой стопы давят на массажный коврик (валик), определяется чувствительностью ребенка. В процессе проведения самомассажа дети не должны испытывать болевых ощущений. Первые процедуры проводят сидя. В последующем вводная и основная части проводятся сидя, заключительная — стоя.
После массажа полезно прилечь на несколько минут с приподнятыми над горизонтальной поверхностью ногами.

Исходное положение сидя на стуле.
1. Продольное растирание стоп, продвигая их вперед и назад вдоль коврика одновременно и поочередно.
2. Круговое растирание стоп, продвигая их по кругу, перемещая нагрузку от пятки к пальцам вдоль внешнего свода одновременно и поочередно.
3. Поперечное растирание стоп, продвигая их в стороны и к центру. Выполняется одновременно обеими ногами.
4. Захват ворсин коврика пальцами ног с удержанием в течение нескольких секунд.
5. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка супинации стоп, не выпуская ворсин.
6. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка раздвинуть стопы (разорвать коврик), не выпуская ворсин.

Исходное положение стоя.
1. Продольное растирание стоп, поочередно продвигая их вперед и назад вдоль коврика.
2. Продольное растирание стоп с акцентом на наружные края.
3. Перекаты с пятки на носок и обратно, стоя на коврике.
4. Разведение и сведение пяток, стоя на коврике.
5. Разведение и сведение передних отделов стоп, стоя на коврике.
6. Поочередный подъем ног с захватом ворсин коврика пальцами поднимаемой стопы.

 

Закаливание.


Эффективность профилактических процедур будет еще выше, если в комплекс включить закаливание.
Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом.
Наиболее распространено обливание ног, поскольку оно оказывает выраженное воздействие на профилактику простудных заболеваний. Для этого вода из лейки, ковша, крана или душа в течение 15-20 секунд льется на голени и стопы. Температуру воды берут 30 градусов Цельсия, постепенно снижают по 1 градусу в день и доводят до 14-16 градусов.
Еще полезней контрастное обливание стоп. Эта процедура тренирует реакцию сосудов на перемену температур. Варианты сочетаний теплой и холодной воды разнообразны:
- для здоровых детей — обливания по схеме 38-18-38-18, возможен более щадящий режим по температурному перепаду воды: 38-28-38.
- для ослабленных детей контрастные обливания проводят, изменяя температуру очень постепенно, начиная с 25-36 — теплая вода и постепенно доводя ее до 40-41, холодная — с 24-26, постепенно снижая до 18.
Обливание стоп проводят обычно после дневного сна. Стопы насухо вытирают, либо не вытирают, дают им высохнуть.

Иногда для закаливания стоп применяют хождение босиком по водяной дорожке, траве, земле. При ходьбе в помещении температура пола не желательна ниже 18 градусов. Ослабленным детям рекомендуют начинать хождение в носках, а через неделю — босиком. Начинают процедуры с 3-5 минут, постепенно увеличивая по 1 минуте в день. Перед обуванием моют ноги прохладной водой, начальная температура воды 36-35, с последующим снижением на 1градус в день до 20 градусов.
Хождение босиком полезно не только как профилактика плоскостопия и элемент закаливания к холоду. Ходьба босиком по горячему песку, холодной гальке, хвойным иглам тонизирует, а по теплому песку, дорожной пыли, траве — успокаивает. Ходьба босиком по колючим поверхностям: стерне, шишкам и другим колючим материалам желательно природного происхождения запускает «рефлекс избегания», связанный с повышением тонуса и уменьшением длины сводообразующих мышц, увеличением свода стопы и удаления мягких тканей в области свода от колющих поверхностей.
Необходимо помнить, что длительная ходьба босиком по твердым ровным поверхностям (по полу) способствует уплощению стоп.